Мы все бывало спотыкались о свои слова или открывали рот и слышали громкую тишину. Эти отклонения обычно кратковременны, и хотя в какой-то момент они могут вызвать смущение или улыбку, они не рассматриваются как проблема. Однако у некоторых людей это происходит настолько часто, что влияет на все, что они говорят. Даже когда они точно знают, что хотят сказать, когда они открывают рот, кажется, что слова запутываются в сети и просто не могут освободиться. Заикание не является чем-то необычным. В США три миллиона заикающихся, в России эта цифра сопоставима с США, хотя населения у нас примерно в два раза меньше. Необходимо сказать несколько слов о природе заикания и о том, что с этим можно сделать. Как всегда, для получения быстрых и надёжных результатов, нужно учитывать, как «физику», так и психику. И порой они настолько переплетены, что невозможно провести между ними чёткую границу. Начать, наверное, надо с того, что, в основном, большинство заикающихся — это слегка неуклюжие и неловкие люди с плохим вестибулярным аппаратом. И это связано с определённой нейрологической конфигурацией, о чём можно подробней прочитать у Карлы Ханнафорд в её книге «Доминирующий фактор». Так что, занятия по развитию вестибулярного аппарата и ловкости, зачастую, сами по себе, могут как минимум значительно снизить интенсивность заикания. В этом плане, наверное, особо полезны занятия гимнастикой тай цзи цюань (тай чи). Мозг делится на левое и правое полушария. Левое полушарие больше связано с логическим мышлением и речью, а правое — с эмоциями и инстинктами. Поэтому, когда нам нужно много думать, чтобы принять важные решения, мы используем левое полушарие. Но когда опасность близка, нам нужно быть более инстинктивными в целях выживания, поэтому мы используем правое полушарие. Слова чаще подводят людей, когда люди захвачены эмоциями. При этом в правом полушарии наблюдается большая активность, и в результате несколько подавляется логическое мышление и, как следствие, речь. Вот почему свободное владение языком, на самом деле, никогда ни у кого не бывает полностью идеальным, и даже те, кто говорят обычно свободно, иногда, при наплыве эмоций, могут заикаться. Таким образом, заикание отчасти вызвано тем, что во время речи сильно активируются неподходящие участки мозга. Правое и левое полушарие находятся в гармонии, когда мы поем или рассказываем стихи. Вот почему заикающиеся часто говорят, что у них все в порядке, когда они поют и читают стихотворения. Заикание, само по себе, — это самоподдерживающийся процесс. Получив первый опыт заикания (обычно в детстве, где-то до 5 лет), да ещё, если этот опыт сопровождался негативными комментариями значимых взрослых, человек, при разговоре, начинает больше сосредотачиваться на себе, а не на собеседнике — на том, как говорить, а не на том, что он пытается донести до собеседника. Уже имея негативный опыт, он начинает волноваться, что всё повторится, и в результате, негативный опыт подкрепляется. У некоторых людей завязывается узел в животе, у других потеют руки и т.д. и т.п.. Таким образом, первая часть процесса преодоления заикания заключается в том, чтобы начать чувствовать себя более расслаблено, произнося определенные слова. Это может быть сделано путем воображения, что ваши голосовые связки расслабляются, или, возможно, ваше дыхание становится более ровным, и по мере того, как в это время улучшаются ваши речевые навыки, улучшается и ваша уверенность в себе — создавая восходящую спираль к дальнейшему совершенствованию. Некоторым достаточно успокоиться и просто сосредоточиться на собеседнике и на том, что вы хотите до него донести, доверив остальное своему подсознанию. Как метко однажды заметил Дейл Карнеги: «Не имеет смысла волноваться о том, что о вас подумают другие люди, так как большинство из них заняты тем же самым». Вторая часть процесса заключается в изменении вашей манеры говорить на подсознательном уровне, так как со временем заикание становится уже привычкой — автоматическими действиями на уровне подсознания. Таким образом, для того, чтобы изменить эту привычку, необходимо «учиться говорить заново». И лучше всего это делать вместе со специалистом — логопедом. И это должно быть не так уж сложно, ведь, в конце концов, у всех заикающихся, до определённого случайного события в их жизни, был опыт нормального говорения. Ещё ни один человек не начинал заикаться, как говорится, «с самого рождения». И вот что интересно, — если заикающегося человека, в гипнотическом трансе, попросить представить себя другим человеком, с нормальной речью, то гипнотизируемый начинает говорить совершенно свободно и гладко. Когда же человек выходит из транса, то заикание возвращается. Что же происходит? А дело в том, что в подавляющем большинстве случаев за заикание отвечает детская часть, которая сформировалась где-то до пяти лет (редко позже). И поскольку это происходило на волне сильных эмоций, то эта часть как бы обособилась и застыла в том детском возрасте. - Обычный механизм выживания в дикой природе, сформировавшийся за миллионы лет эволюции. Таким образом, эта часть до сих пор считала, что вы тоже пребываете в том детском возрасте, и изо всех своих сил и в меру своего понимания, делала для вас что-то хорошее (ведь вы тогда выжили), но порою логика этого поведения может находиться далеко за пределами вашего взрослого понимания. Так что, ещё одной задачей данных медитаций является проработка того эмоционального эпизода из раннего детства и, буквально, знакомство той детской части с вами, пребывающими в актуальном возрасте. Что даёт детской части доступ ко всему вашему опыту и, в результате этого, детская часть, чаще всего, принимает решение заняться чем-либо более полезным. Ещё одним немаловажным моментом, влияющим на эффективность работы с заиканием, является жёсткая направленность мирового сообщества на борьбу с чем бы то ни было. Россияне, наверное, несут в себе двойной заряд «преодоления трудностей», состоящий из наследия, как христианской, так и коммунистической морали. Так что важным аспектом по «преодолению» заикания является работа со своим отношением к этому. Ну, и конечно, нам никуда не деться от работы с мотивацией и проработки так называемых «вторичных выгод». Люди — очень изворотливые существа и часто стараются использовать, так сказать «во благо», любые недостатки, порой используя для этого весьма странную логику. Например, один мой клиент гордился тем, что его диабет неизлечим — это делало его, как он подсознательно считал, каким-то особенным. Другая клиентка использовала заикание, как средство привлечения к себе внимания. Третий парнишка, уже полностью «излечившись» от заикания, продолжал заикаться на семинарах, чтобы его поменьше спрашивали. Так что, проработка мотивации и «вторичных выгод», порой очень сильно ускоряет любой процесс исцеления. И конечно, все эти весьма многочисленные цели невозможно «впихнуть» в одну медитацию, поэтому пришлось делать целых три. Многие моменты в медитациях переплетаются между собой и находятся во тесном взаимодействии, так что все медитации представляют собой единую систему. Обобщая сказанное, определим основные моменты: — Первый — это усилить расслабление при мысли о произнесении трудных слов; — Второй — изменить манеру речи на подсознательном уровне, чтобы полушария мозга, во время речи, работали более гармонично и согласованно; — Третий — проработать начальный эмоционально травматичный эпизод, приведший к заиканию и познакомить детскую часть со всем вашим взрослым опытом; — Четвёртый — проработать своё отношение к заиканию; — Пятый — проработать мотивацию и «вторичные выгоды»; — Шестой — представление будущей реальности свободной и непринужденной речи, в которую вы можете войти и ощутить как внутреннюю реальность. Медитативная репетиция позволяет новым паттернам полностью внедриться и усвоиться. P.S. Данные медитации могут быть весьма полезны молодым преподавателям, тем, кто выступает на конференциях, проводит презентации, ведёт переговоры по телефону и для тех, кто испытывает трудности при общении с противоположным полом…. |
Быстрая покупка через СБП
×
Быстрая покупка RUB, UAH, KZT
×